Кто такой Джа? Растафарианство как религия
Самое время что-то купить

нет товаров
 
Наши телефоны:
+38 (063) 752-73-00
+38 (067) 464-08-42
+38 (050) 465-26-66
или
Ежедневно с 09:00 до 20:00

Кто такой Джа и почему он на стороне растаманов?

Джа

 

  «Кто верит в Будду, кто в Иисуса, кто в Аллаха» – а растаманы веруют в Джа, самого милостивого и снисходительного из всех богов. Джа не грозит своим непутевым детям многочисленными карами, не называет их рабами и не сверлит мозги постоянным напоминанием о своей греховности; у него есть все, что нужно для хорошей жизни, и он готов осыпать каждого своими щедротами. Главное – не суетиться и настроиться на позитив. Почему именно растафарианство создало такой привлекательный образ Бога? Давайте разберемся вместе!

 

Что означает Джа?

 

  Начнем с того, что растафарианство – не какой-нибудь экзотический африканский культ, а старое доброе христианство, пропущенное сквозь призму освободительного движения чернокожих рабов из Эфиопии, вывезенных в Ямайку. Эфиопия – страна с давними христианскими традициями: древнее государство Аксум, расположенное на ее территории, восприняло учение Христа в IV веке, за 600 лет до Крещения Руси.

 

  Впрочем, особые отношения с Творцом у эфиопов установились задолго до пришествия Мессии. В библейские времена Эфиопия поддерживала тесные связи с Иудейским царством, а иудаизм был провозглашен государственной религией. Имя ветхозаветного бога Яхве (Jahve) в сокращении звучит как «Джа» (Jah), причем в обиход оно вошло задолго до появления растафарианства.

 

  Джа как одно из имен Господа около 50 раз упоминается в «Библии короля Якова» - каноническом переводе Священного Писания на английский язык, изданном в 1611 году. Мудрые раста лишь выбрали из Ветхого Завета самое здравое и позитивное послание: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах, имя Ему: Jah (Господь), и радуйтесь пред лицем Его» (Псалтирь, 68:4).

 

  Из жестокого карающего божества, натравливающего иудеев на соседние племена, Джа у растаманов превратился в добродушного и умиротворенного бога-друга, который относится с пониманием к человеческим слабостям и всегда готов прийти на помощь. При этом раста почитают Иисуса Христа как первое земное воплощение Джа, а последним в полку аватаров значится последний император Эфиопии Хайле Селассие I.

 

Растафарианство Джа

 

  Знаменитое приветствие «Джа Растафарай!» - не что иное как имя обожаемого правителя, которое он носил до коронации. В юности будущий монарх прозывался Рас Тэфери Мэконнын: «Рас» - это высший титул вроде князя или герцога, Тэфери» - собственное имя принца, которое переводится как «Грозный», а «Мэконнын» - имя отца, означающее «военачальник» или «офицер». И дело тут не в придворном подобострастии, а в стойком убеждении, что следующий Мессия будет чернокожим: в представлении раста евроамериканская цивилизация слишком бездуховна, чтобы в ней смог воплотиться живой бог Джа. К слову, Христа и Деву Марию на эфиопских иконах также принято изображать чернокожими.

 

  Если верить Библии, новый Мессия будет, как и Христос, происходить из рода Давида. Согласно старинной рукописи «Кебра Нагаст», единственные потомки Давида с черной кожей обнаруживаются в роду эфиопских правителей-негусов, который берет начало от царицы Савской, родившей от Соломона сына по имени Менелик, ставший первым благочестивым царем Эфиопии. Более того, эфиопские патриоты полагают, что истинный избранный народ – эфиопы, а Мессия иудеи утратили право первородства из-за бесконечных войн и распрей.

 

  При этом, отвечая на вопрос, что такое Джа, стоит оговориться, что раста представляют себе Бога не только в человеческом облике. Природа, естественность, индивидуальность – такие же проявления бытия Бога, как чудеса и духовные дары. В отличие от общества наглухо застегнутых на все пуговицы яппи и людей-автоматов с приклеенными улыбками, превращающего человека в машину, субкультура растаманов высоко ценит «корни» - живость, спонтанность и непосредственность, находящие выражение в медитативной музыке регги, танцах и ремеслах.

 

Как появилось растафарианство?

 

  Идейным вдохновителем растафарианства считают Маркуса Гарви – видного ямайского деятеля негритянского национально-освободительных движения конца XIX – начала XX века. В то время британские колонизаторы ввозили на Ямайку миллионы рабов из Эфиопии, в лице которых Гарви нашел благодарных слушателей, когда догадался преподнести популярные народные верования под соусом модного тогда панафриканизма – учения о моральном превосходстве африканских народов над поработителями, пролившего бальзам на растоптанное достоинство угнетенных народов.

 

Маркус Гарви

 

  В своих речах Гарви любил ссылаться на Библию и проводил параллели между египетским пленом иудеев и бедствиями чернокожих невольников. Библейские образы упали на благодатную почву. Постепенно из них сложилась едва ли самая яркая синкретическая религия, которая до сих пор продолжает будоражить умы. По последним подсчетам, на нашей планете обитает более миллиона растаманов!

 

  Проповеди Гарви упали на благодатную почву. Измученные тяжелым неблагодарным трудом предки нынешних раста не видели в западной цивилизации ничего хорошего, находя утешение в мысли о своем духовном превосходстве. Тру-растаман отвергал ценности «Вавилона» - антигуманной технической цивилизации, убивающей в человеке божественное начало диктатом потребительских ценностей, ростом эксплуатации и постоянным лицемерием. Но так как сил у невольника не так-то много, растафарианство не привело к массовым антиколониальным выступлениям.

 

  Битва с Вавилоном велась главным образом в тонкоматериальном плане, и не то что безуспешно. В ходе ненасильственного сопротивления угнетению раста не только избежали ассимиляции, но и распространили свою философию во всех странах мира, чему в значительной мере способствовал растущий интерес к музыке регги и творчеству Боба Марли – самого известного растамана в мире, которого многие раста считают пророком.

 

Боб Марли

 

  Выживать в недружелюбном окружении растафари помогала вера в будущий исход и возвращение к корням. С подачи Гарви первые поколения раста видели в Эфиопии едва ли не рай на земле. В память о родине знамя растафари окрашено в яркие жизнерадостные цвета эфиопского флага – красный, желтый и зеленый.

 

  Во второй половине ХХ века, когда кое-кому из ямайских гостей удалось повидать родину предков, волшебный ореол вокруг бедной африканской страны изрядно померк, но вера в землю обетованную жива и по сей день, хотя современные раста не связывают свои мечты с каким-то конкретным государством; их духовная родина – Дом Небесный, Царствие Господа Джа «не от мира сего». При этом Библия для раста – далеко не единственный источник вдохновения. Живя бок-о-бок с представителями других народностей Карибского бассейна, растаманы переняли у них веру в духов вуду, а от индийских рабочих, завезенных на Ямайку – учение о карме и переселении душ.

 

  Переломный момент в развитии религии растафари наступил в 1930 году, когда на престол вступил Хайле Селассие I, на которого панафриканисты возлагали огромные надежды. После того, как новоиспеченному монарху удалось отбиться от итальянских захватчиков, вопроса, кто такой Джа, для Гарви и его приверженцев, образовавших течение Двенадцати колен внутри растафарианства, не существовало – императора почитали не просто как лидера Африки, но и как живое божество, хотя реальный Хайле Селассие не раз высказывался против религиозного поклонения и обожествления своей персоны. Более того, король отказывался видеть в западной цивилизации чудовищный «Вавилон»; более того, Его Величество восхищался реформами Мэйдзи и вынашивал грандиозные планы модернизации своей страны, разумно полагая, что ускоренное промышленное развитие поможет Эфиопии отстоять независимость.

 

  Впрочем, рядовые растаманы не стремятся политизировать растафарианство и едва ли всерьез полагали императора Богом во плоти. Кроме того, уже в 20-х годах авторитет Гарви резко пошатнулся, когда он был обвинен в финансовых махинациях и сговоре с Ку-Клус-Кланом, на который он решился от отчаяния, желая подтолкнуть миролюбивых раста к более решительным действиям против правительства.

 

  Разумеется, авантюры закончились ничем. Растаманский идеал оказались не прониклись идеями черного мессианства и освободительной борьбы, предпочитая максимально дистанцироваться от безблагодатного мира и идти путем Джа – искать Бога внутри себя, а не среди земных правителей. К слову, путь Джа растаманы понимают широко. Считается, что Господа славит всякое дело, в которое человек вкладывает душу – от пения и танцев до плетения фенечек и возделывания богоугодных трав, которые уводят ум от суеты и обращают все мысли к Богу.

 

Корни раста: чему учит религия растафарианства?

 

  В семидесятые годы растафарианство выбралось из ямайских гетто и начало победное шествие по всему миру. Удивительным образом религия изгоев оказалась привлекательной для вполне благополучных белых леди и джентльменов, не желающих жить по правилам Вавилона и ввязываться в бесконечные крысиные гонки ради власти и денег.

 

  Религия растафари, отвергающая насилие, признает за каждым право быть собой и выражать себя как угодно, если это не вредит другим людям, животным, растениям и природе в целом. Среди растаманов популярны идеи веганства и сыроедения; многие отказываются носить одежду и обувь из кожи и меха, чтобы не поощрять жестокое обращение с животными.

 

Культура растафари

 

  Современное растафарианство не является религией в строгом смысле слова; это скорее субкультура, объединяющая людей со сходным мировоззрением. Внутри движения раста существует множество разных течений, и только одно из них – «Орден Ньябинги» пытается косплеить Эфиопскую православную церковь, практикуя литургии и религиозные собрания. Внутри ордена есть свои священники и монахи, которые носят специальное облачение и наставляют на путь истины братьев и сестер во Джа. Однако растаманские сходки все равно больше похожи на дружеские посиделки или джем-сейшн в уютном ламповом клубе. В растаманских общинах принято бережно относиться к родным и друзьям, хранить супружескую верность, воспитывать детей в любви и ласке.

 

  В остальных случаях от растаманов не требуется ходить в церковь, регулярно молиться или выполнять какие-то формальные обряды. Даже отращивать дреды, надевать яркий красно-желто-зеленый берет и виртуозно скручивать джойнты необязательно: для Джа важно то, что в душе, а не то, что напоказ. Главное – «чтобы человек был хороший»: разделял идеи ненасилия и взаимопомощи, ставил духовное выше материального и стремился сделать мир лучше.

 

Раста

 

  Хотя растаманы по-прежнему считают, что человечество томится в вавилонском плену и лжи, это не повод запираться в монастыре и посыпать голову пеплом. Избрать путь Джа – значит самому жить полноценной духовной жизнью и поддерживать других хороших людей, распространяя «позитивные вибрации» - поступать так, чтобы пробуждать в окружающих любовь, радость и стремление творить добро.

 

10 заповедей Джа

 

  Растафарианство– одна из самых свободных религий мира. Раста ценят в человеке Образ Божий, а не кошелек или портфель, но, в отличие от христиан, не стремятся исправить человеческую природу, ведь каждая личность – творение Бога, прекрасное и совершенное само по себе. Впрочем, кое-какие заповеди растафари чтут: претендуя на роль избранного народа, приходится отвечать предпочтениям Джа. Перечислим главные 10 заповедей Джа, которых по мере сил придерживаются тру-раста.

 

  1. Нельзя нарушать целостность тела. Тру-раста не делает тату и пирсинг, не делает пластических операций и не стрижет волос, предпочитая скатывать лохмы в дреды, чтобы быть похожим на льва с герба Эфиопии. В некоторых общинах сохранились верования, что дреды служат антеннами для связи с Джа, а в день Страшного Суда ангелы будут утаскивать растаманов за дреды на небеса. Самые радикальные раста отказываются от медицинских процедур и операций по примеру Боба Марли, хотя спешить в чертоги
  2. Рекомендуется придерживаться вегетарианской диеты, чтобы не преумножать страданий живых существ. А если обойтись без мяса никак нельзя, следует избегать употребления свинины и мяса других нечистых животных вроде моллюсков или рыбы без кожи.
  3. Растаманы не пьют спиртного и не принимают сильнодействующих наркотиков, вызывающих буйство – агрессивный настрой вносит диссонанс в мировую гармонию. Им не нужны ни пороки, ни удовольствия чуждого мира Вавилона.
  4. Раста не употребляют соли, уксуса и специй, искажающих естественный вкус продуктов. Пища должна оставаться такой, какой сотворил ее Джа.
  5. Растафарианство не приемлет индивидуализма, соперничества и собственничества. Люди должны быть братьями и сестрами, а не конкурентами; тру раста не станет использовать ближних в своих интересах и наживаться на чужом горе, а протянет страждущему руку помощи и подставит плечо, особенно если в беде окажется черный брат или сестра.
  6. Раста уважают чужие традиции и верования, выступают против расовой и национальной вражды, хотя, безусловно, оказывают предпочтение чернокожей части человечества.
  7. Растаманы не ищут расположения властей и сильных мира сего, не стремятся сделать карьеру и вообще стараются как можно меньше вовлекаться в дела Вавилона, чтобы не пришлось поступаться принципами. На хлеб насущный Джа всегда подаст, а без всего остального можно прожить.
  8. Раста не играют в азартные игры, разжигающие алчность.
  9. Растаман всегда сохраняет спокойное, умиротворенное и благостное состояние духа.
  10. Мораль Джа выше обывательских предрассудков. Растамана не заботит одобрение или осуждение окружающих, он поступает так, как велит совесть и голос сердца, потому что в нем говорит Бог.

 

Джа растафарианство

 

  Приоритет свободы духа и эмоциональной открытости над формальными правилами и ритуалами в растафарианстве дал потрясающие плоды – это одна из самых творческих субкультур в мире. Почти каждый растаман танцует, поет или играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, пишет стихи, рисует или мастерит что-нибудь. Вдохновение и радость созидания считаются проявлениями божественной благодати, которые Джа посылает своим детям в награду за стойкость и духовное мужество.

 

Роль курения каннабиса в верованиях адептов Бога Джа

 

  В массовой культуре поклонник Джа почти всегда предстает в облике неряшливого асоциального типа, не выпускающего косяк изо рта. Создается впечатление, что гордые носители дредов только тем и занимаются, что курят каннабис с утра до вечера и развлекают белых господ разными гэгами, начиная чудить по укурке. Иногда можно услышать даже такую глупость, что-де «растаманы поклоняются марихуане». Только упаси вас Джа поделиться подобными измышлениями с кем-то из знакомых раста – вы рискуете сильно обидеть хорошего человека.

 

  Хотя растаманы относятся к зеленой королеве трав с большим уважением и даже водрузили зазубренный листок конопли на свое знамя, это не значит, что все их помыслы вращаются вокруг заветного зелья. Во-первых, в центре мироздания у растамана находится Бог, а курение каннабиса – лишь одно из средств войти в контакт с Творцом и освободить голову от суетных мыслей и отряхнуть прах Вавилона с ног перед входом в сияющие чертоги духа. Надо понимать, что первыми адептами Джа были нищие и бесправные люди, трудившиеся на плантациях под палящим солнцем по 14–16 часов в сутки. Да и в наше время на тяжелых низкооплачиваемых местах чаще трудятся чернокожие, которым употребление психоактивных субстанций помогает снимать стресс и отвлекаться от бесконечных проблем.

 

Канабис трава

 

  Черный раб мог думать о чем-то, кроме куска хлеба и ломоты во всем деле, только выкурив трубку, поэтому в растаманском фольклоре MJ почтительно именуют «травой прозрения», а сухие соцветия и концентраты - «дарами Джа», посланными в утешение страдающему человечеству. Согласно одной из легенд, конопля выросла на могиле Соломона, вобрав в себя великую мудрость и кротость величайшего из царей Иудеи.

 

  Очевидно, что выходцы из гетто вкладывают в употребление психоактивных растительных субстанций совершенно иной смысл, чем представляется избалованной золотой молодежи. Раста забивает косяк, чтобы прояснить разум и говорить с Богом на равных, а пресыщенный бездельник одурманивает себя, опускаясь до животного состояния. С точки зрения раста такое хамское отношение к благородному растению граничит с кощунством.

 

  Излишества, которые затуманивают сознание и не позволяют слышать голос Джа, категорически не одобряются растафарианской религией. Верования и приметы растаманов отображают наработанные приемы профилактики злоупотреблений. К примеру, употреблять дары Джа принято в компании: когда все у всех на виду, старший товарищ всегда подскажет, когда пора остановиться. А если вы собрались дунуть из водного, не поглощайте весь дым и оставьте немного духам, чтобы они не устроили какую-нибудь пакость.

 

  К религии и философии растафара можно относиться по-разному. Бурные эмоциональные излияния адептов Джа не всякому по нраву, а духовная эмиграция во внутреннюю Эфиопию не решит всех проблем. Тем не менее, субкультура, провозгласившая своим девизом мир и любовь, безусловно, заслуживает внимания. Как-никак, раста одними из первых додумались употреблять марихуану в медицинских и психотерапевтических целях, за что им большой поклон. Даже если прекраснодушным мечтам о мировой гармонии и духовном преображении человечества не суждено сбыться, но позитивных вибраций в мире, где почитают Джа, стало намного больше!

 

 

Еще статьи по теме:

 

Что такое джойнт?

 

Аксессуары для курильщиков от бренда RAW: рукотворный шик

 

Гриндер для травы и как им пользоваться